Китай страна

Древний Китай, культура, история, население Китая

Месяц: Февраль 2009

Возникновение династии Цинь

Историки обычно делят Восточную Чжоу на период Весны и Осени (771 — 478 гг. до н. э.) и период Борющихся царств (476 — 221 гг. до н.э.). Во время Борющихся царств появилась существующая и поныне философская культура Китая и возникли элементы другой формации. Конфуций (551—469 гг. до и. э.) был продуктом своей эпохи (с. 126— 127), для которой характерны постоянные войны, что вынудило его разработать систему общественного поведения, которая бы внушала силы и воспитывала. Его моделью был «благородный муж» (цзюньцзы), обладающий высокими морально-этическими качествами и властью, дарованной Небом. Духовный наследник Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н. э.)

способствовал утверждению его философии, подчеркивая то его положение, которое касалось Небесного права. Речь шла о возможности отъема права на власть у плохого или безнравственного правителя путем мятежа или лишения власти при поддержке народа.

Великим философом Лаоцзы (около 580 — 500 гг. до н. э.) в трактате «Дао-Дэ цзин» («Книге о пути и силе») были сформулированы основные положения даосизма. Его размышления воплотились в причудливых образах философом-сказочником Чуанцзы (около 369 — 286 гг. до н. э.). Появились и другие философские идеи, философ Мо Ди (Моцзы) (около 468 — 376 гг. до н. э.) выдвинул учение о всеобщей любви — цзянъ-ай, несмотря на то, что был специалистом в области военной стратегии. Школа легистов, или законников, созданная Хань Фейцзы (около 280 — 233 гг. до н. э.), разработала философское учение, в основе которого лежало требование соблюдения законов и беспрекословного подчинения власти правителя. Читайте также о восточной Индии.

Династия Шан

Пятисотлетнее правление династии Ся (около 2205—1766 гг. до н. э.) широко отражено в мифах, несмотря на то, что археологических памятников этой эпохи не найдено, историки настаивают на ее существовании. Ко времени правления династии Шан (около 1766 — 1122гг. дон. э.) относится большое количество археологических находок. Благодаря им было установлено, что в бассейне Хуанхэ, от Сианя до Шаньдуна, существовали земледельческие общества, отгороженные с юга рекой Янцзы. Эта область считается колыбелью китайской цивилизации.

Власть в обществе принадлежала царю, которому приписывалось божественное происхождение. Она передавалась по наследству от старшего брата к младшему или реже от отца к сыну.
Авторитетом цари в большой степени обязаны своим предкам, которым они поклонялись и у которых спрашивали совета при решении государственных дел.

Практика гадания (чтобы узнать погоду, урожай, исход войны и т.д.) при помощи
надписей на костях для гадания свидетельствует о возникновении письменности.

При крупных строительных работах использовались одомашненные слоны, что указывает на прогрессивный метод строительства. Город Аньян в провинции Хэнань был построен на месте древнего города Инь, последнего города династии Шан. Эта династия дала свое имя знаменитой бронзе, в частности устрашающим и таинственным звероподобным фигурам таоте. По-видимому, во время династии Шан процветали промышленность и торговля; «шан» до сих пор является частью слов, обозначающих бизнес (шан-жень) и торговля (шане).

Перевод публицистических текстов выполнен Яной Стоцкой.

Династия Хань

При правлении династии Хань государственные структуры, введенные Цинь, сохранились. При четырехсотлетнем правлении этой династии было так много сделано для укрепления и процветания китайской цивилизации, что иероглиф «хань» до сих пор обозначает «китайский».

Династия разделилась на Западную Хань (206 г. до н. э, — 9 г,) и Восточную Хань (25 — 220). Короткий период правления Синь между ними был при узурпировании власти министром Ван Маном.
Перед династией Западная Хань стояли важные задачи: спасти страну от упадка и укрепить государство. Конфуцианство, оправившись, проникло в слой государственных чиновников, что придавало принудительным мерам правления видимость соблюдения нравственных принципов.

Во время правления Восточной Хань произошло восстание «желтых повязок». В последующем за этим хаосе династия Хань пала. Наиболее известным литературным памятником этой эпохи служат «Исторические записки» китайского историка Сыма Цяня (около 145 — 85 гг. до н, э.).

Читайте также о том, как празднуют национальные праздники Индии.

Династия Суй

В 581 г. Ян Цзянь сверг правителя Северной Чжоу, объявил себя императором Вэнь-ди династии Суй и начал воссоединять государства на юге. Во время непродолжительного царствования династии Суй (581—618) Китай был объединен. Эта династия процветала при своем первом честолюбивом императоре Вэнь-ди. Однако второй император Ян-ди любил возводить гигантские объекты. Был сооружен Великий канал; после реконструкции стал невиданно роскошным Лоян; были укреплены участки Великой Китайской стены — и все это ценой огромных расходов. Закончившаяся поражением война с Кореей и последующее унижение, нанесенное восточными тюрками, еще больше привело в ярость неимущих крестьян, и в 618 г. Ян-ди был свергнут.

2018 © Древний Китай, культура, история, население Китая