Февраль 12th, 2013

Эмиграция в Средневековье — зачарованная страна на краю Тибета

Рай рухнул в одночасье: когда при­шла революционная армия, чле­нов городского магистрата взяли под арест, а «все проходимцы и деревен­ские хулиганы, за всю жизнь не по­шевелившие и пальцем, внезапно за­делались полноправными членами коммунистической партии». Так это было в России в 1918-м, так это было в предгорьях Тибета в 1949-м, на се­веро-западе провинции Юньнань.

ЛицзянПетр Гуляр, потомок сибирских купцов-чаеторговцев, бежал в Китай от русской революции и почти об­рел свое счастье в горной глуши, где о  благах цивилизации знали лишь понаслышке. «Я приложил столько усилий, чтобы заслужить себе место в этом раю, а теперь он, похоже, ус­кользал от меня», — с горечью писал он уже в Сингапуре, где в середине 1950-х вышли в свет его записки.

Гуляр стремился в Китай впол­не сознательно: семья его издревле была связана с этой страной, он с дет­ства интересовался Востоком и, ока­завшись в Шанхае, сделал все, чтобы стать в Китае своим. Ему это удалось: в стране своей мечты, Лицзяне, он оказался в качестве государственного чиновника. Объясняется это просто: китайцы опасались лишний раз появляться в кругу суровых и не слишком дружелюбно настроенных горцев. «Множество китайцев, служивших в Лицзяне, было заколото ножом или убито иным образом». Иностранца было не жалко: справится — моло­дец, сгинет — сам напросился. А Гу­ляр и в самом деле хотел в Лицзян.

В стране мечты, природа кото­рой вдохновит в будущем создателей фильма «Аватар», ему пришлось стать врачом, научиться изгонять злых ду­хов, досконально освоить средневековый этикет. Без этого выжить сре­ди горцев было бы невозможно, а они существенно отличались друг от дру­га. Большее количество страниц Гу­ляр уделяет народу наси, самому многочисленному в Лицзяне, людям, с которыми ему ежедневно приходи­лось вести дела. Но, несомненно, са­мое сильное впечатление произвели на него черные ицзу — воинственные горцы, образ жизни и психология ко­торых словно вышли из средневеко­вой Европы с ее замками, рыцарями и дамами, менестрелями, баронами-разбойниками… «И вести себя в этой зачарованной стране следует точно так же, как вел бы себя человек, по­павший в замок той эпохи», — под­черкивает автор.

Увы, в столкновении цивилизации и традиции, последняя неизменно про­игрывает. Она уступает нехотя: наси всячески противились строительс­тву автомобильной дороги, не возра­жая против лекарств, электричества и авиасообщения, потому что понима­ли: дорога разрушит их отлаженную экономику, приведет в страну толпы чужаков — искателей заработков и приключений. Но армии Мао Цзэдуна хватило и караванных троп.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.