Февраль 28th, 2009

Возникновение династии Цинь

Историки обычно делят Восточную Чжоу на период Весны и Осени (771 — 478 гг. до н. э.) и период Борющихся царств (476 — 221 гг. до н.э.). Во время Борющихся царств появилась существующая и поныне философская культура Китая и возникли элементы другой формации. Конфуций (551—469 гг. до и. э.) был продуктом своей эпохи (с. 126— 127), для которой характерны постоянные войны, что вынудило его разработать систему общественного поведения, которая бы внушала силы и воспитывала. Его моделью был «благородный муж» (цзюньцзы), обладающий высокими морально-этическими качествами и властью, дарованной Небом. Духовный наследник Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н. э.)

способствовал утверждению его философии, подчеркивая то его положение, которое касалось Небесного права. Речь шла о возможности отъема права на власть у плохого или безнравственного правителя путем мятежа или лишения власти при поддержке народа.

Великим философом Лаоцзы (около 580 — 500 гг. до н. э.) в трактате «Дао-Дэ цзин» («Книге о пути и силе») были сформулированы основные положения даосизма. Его размышления воплотились в причудливых образах философом-сказочником Чуанцзы (около 369 — 286 гг. до н. э.). Появились и другие философские идеи, философ Мо Ди (Моцзы) (около 468 — 376 гг. до н. э.) выдвинул учение о всеобщей любви — цзянъ-ай, несмотря на то, что был специалистом в области военной стратегии. Школа легистов, или законников, созданная Хань Фейцзы (около 280 — 233 гг. до н. э.), разработала философское учение, в основе которого лежало требование соблюдения законов и беспрекословного подчинения власти правителя. Читайте также о восточной Индии.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.